1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Выбор точки фокусировки при съемке пейзажа

Тема в разделе "Теоретические вопросы фотографии", создана пользователем swlad, 29 май 2016.

  1. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    Выгуливал вчера фотоаппарат, поснимал городские и пригородные пейзажи и пришел к выводу, что снимать пейзажи я не умею.
    Реально - часть снимков пошла в урну, причем только потому, что неудачно была выбрана точка фокусировки и резкость на картинке ушла непонятно куда.
    Поэтому - "вопрос в студию", объясните чайнику, куда надо фокусироваться, чтобы получить качественную картинку?
    Вот, допустим, на примере:
    [​IMG]
    Куда правильнее фокусироваться, снимая подобные сюжеты? Хочется, чтобы резкими были и трава на переднем плане, и кусты на среднем, и дома на заднем... Ткните пальцем, посоветуйте, как бы вы выбрали точку фокусировки в данном случае?
     
  2. Tankir

    Tankir Старичок

    Регистрация:
    2 окт 2015
    Сообщения:
    491
    Симпатии:
    483
    Адрес:
    Моск.обл.
    swlad, а на этом снимке где была зона фокусировки?
     
  3. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    Tankir, если не ошибаюсь - фокус на доме, хотя наверное можно было бы попробовать сфокусироваться по кустам на дальнем берегу (точнее - по границе воды и кустов)...
     
  4. IgLa

    IgLa Старичок

    Регистрация:
    9 сен 2015
    Сообщения:
    181
    Симпатии:
    415
    Адрес:
    Москва, Тушино
    swlad, попробуйте вот здесь почитать.
    Там вроде достаточно подробно и понятно описана данная проблема.
     
  5. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    IgLa, спасибо, я эту статью читал, даже по приведенной в ней формуле сделал собственную табличку для расчета гиперфокального расстояния.
    Тут вот какая штука получается.
    С теорией я более-менее разобрался, книг по фотографии перечитал немало, и уроки всякие смотрел.
    Но как только дело доходит до практики - все, кранты, мозг отключается.
    Вижу какую-то картинку, которую хочется снять, и в азарте только базовые вещи делаю (диафрагму подкорректировать, и то - если не забуду, скадрировать, горизонт выставить). А вот вдумчиво с остальными настройками поиграться (точку фокусировки подвигать, прикинуть более подходящий пленочный профиль и т.д.), прежде чем на спуск нажать - на это соображалки уже не хватает.
    Думаю, это проблема многих начинающих фотографов.
    И понятно, что чем больше практики будет - тем меньше будет возникать подобных вопросов. Ведь даже если бы этот конкретный вопрос возник непосредственно в месте съемки - ничего же не стоило сделать несколько кадров, сфокусировавшись на разных токах, а потом спокойно сравнить, подумать, проанализировать... Но нет же, щелкнул практически на ходу и пошел дальше, а голова включилась только потом...
    Да, еще, насчет ГРИП и гиперфокала. Все это больше имеет смысл при работе с ручной фокусировкой, а когда пользуешься автофокусом - видимо, отталкиваться надо от чего-то другого, все равно надо найти какой-то объект на нужном расстоянии, чтобы сфокусироваться на нем, и при этом еще следить, чтобы экспозамер правильно отработал...
     
  6. IgLa

    IgLa Старичок

    Регистрация:
    9 сен 2015
    Сообщения:
    181
    Симпатии:
    415
    Адрес:
    Москва, Тушино
    swlad,
    Так снимайте все подряд, и экспериментируйте с настройками!
    Поставьте, например, пленочные профили на удобно доступную кнопку и пробуйте на каком-нибудь сюжете их перебрать все. И так далее...

    Но для этого как раз удобна кнопка AE Lock, Вы прикрываете по возможности диафрагму, выбираете точку для корректного (на Ваш взгляд) экспозамера, затем блокируете экспозицию, и фокусируетесь по нужной Вам точке. Т.е., с экспозамером уже проще все. Ну а дальше - пробовать фокусироваться на разных объектах, делать несколько кадров и смотреть, что получается с фокусом. На дисплее тут же можно проверить, насколько устроит выбранная точка. Все остальное - пленочные профили, экспокоррекция и т.д. - перед кадром...
     
    swlad нравится это.
  7. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    IgLa, пленочные профили я на кнопку повесил почти сразу. Хотя реально пользуюсь только парой - стандартной и астией. Остальные как-то не вызвали особого восторга. Видимо не попадал в ситуации, когда другие профили более выигрышные.
    Кнопкой блокировки экспозиции иногда пользуюсь, иногда наоборот - фокус фиксирую. Т.е. стараюсь использовать все возможности.
     
  8. buzzet-hk

    buzzet-hk Старичок

    Регистрация:
    14 янв 2014
    Сообщения:
    186
    Симпатии:
    474
    Адрес:
    Гонконг
    Я фокусируюсь на середине сцены с учетом гиперфокального расстояния. Диафрагма 8 и меньше. Все просто.
    В пейзажных снимках важна резкость всей сцены и детализация. Можно немного оставить передний план вне зоны резкости если мешает.
     
  9. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    buzzet-hk, вот с передним планом у меня частенько проблемы и возникают.
    Мне нравятся пейзажи, на которых есть несколько выделяющихся объектов на разных дистанциях - что-то интересное на переднем плане, хорошо бы и на среднем что-то, в чему глаз переместится следующим шагом, наконец - задний план, фон.
    При этом если объект на переднем плане некрупный - приходится подходить ближе к нему, чтобы выделить, подчеркнуть его роль в кадре.
    И возникает ситуация, когда передний план выходит за пределы зоны резкости, не вписывается в гиперфокал.
    А если фокусироваться на этом объекте - размывается задник. А это не всегда устраивает.
    К тому же на экране фотоаппарата все фото кажутся резкими и недостатки видишь только после загрузки в комп, и бывает обидно, когда хороший кадр оказался неудачным только из-за резкости...
    И получается, что против физики и оптики не попрешь.
    Сшивать фото из нескольких кадров с фокусом на разные точки я пока не умею, да и к тому же, например, делая на прогулке практически на бегу несколько десятков кадров, замучаешься их потом фотошопить.
    Вот и пытаюсь понять, как все-таки поступать, чтобы количество брака было минимальным, но при этом не колдовать над каждым кадром подолгу...
     
  10. IgLa

    IgLa Старичок

    Регистрация:
    9 сен 2015
    Сообщения:
    181
    Симпатии:
    415
    Адрес:
    Москва, Тушино
    Кстати, на 10-ке в видоискателе картинка на мой взгляд, более детальная, чем на дисплее. Для оценки резкости - вполне.
    А физику - да, не обманешь.
    Видимо, здесь выход - брать пошире. Это же 16-50? Ближе к 16-ти должна гораздо больше глубина резкости быть.
     
  11. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    да, но в любом случае - что на экране, что в ЭВИ картинка выглядит резкой даже если на самом деле есть проблемы с фокусом.

    Это я понимаю, но видимо я неправильный фотограф, я не люблю делать фото на короткофокусные объективы, у меня большинство снимков сделано на фокусном от 24 и длиннее, а там ГРИП уже не такая.
     
  12. Velesich

    Velesich Старичок

    Регистрация:
    28 авг 2015
    Сообщения:
    1.930
    Симпатии:
    920
    Тем не менее пейзажниками являются именно ширики, у них и ГРИП ширьше :), и видоискатель очень даже помогает оценить резкость картинки.
     
  13. AndyGS

    AndyGS Старичок

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    730
    Velesich, ну уж прям так именно ширики... в горах и в холмах и 135мм маловато, приходится двухсотку доставать
    [​IMG]
    По теме - каждый раз надо искать точку фокусировки, чтобы все важные элементы вошли в зону резкости. Гиперфокал не всегда "канает", особенно на телевиках. Схема проста, смотрите что должно быть в резкости, делите эту зону на три и уходите фокусировкой вглубь на 1 треть (ну, про диафрагму не пишу, и так понятно, надо поджимать по возможности). Да, занимает-отнимает немного времени. С другой стороны, если не охота заморачиваться, то значит и не стоит фотографировать =)

    PS Кстати, мы же в мире цифры, поэтому, если передний план сильно далеко от заднего, то можно сфокусироваться на переднем, затем на заднем, а затем в фотошопе соединить, там и фича для этого есть удобная.
     
    #13 AndyGS, 3 июн 2016
    Последнее редактирование: 3 июн 2016
    IgLa, SophCat и swlad нравится это.
  14. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    воот, мне разок попадался подобный совет, я как-то пропустил его "мимо ушей", а зря.
    если подумать - очень здравый совет, спасибо.

    Вы меня не совсем поняли.
    Заморачиваться я не против.
    Но не всегда это возможно.
    Представьте ситуацию: быстрая прогулка (например - турпоездка, где экскурсовод водит народ за собой, не давая особо времени на детальное изучение места, да еще остальные туристы все время загораживают кадр, или просто приехали в незнакомый город, пошли пройтись и посмотреть достопримечательности, но времени мало). В такой ситуации частенько нет возможности постоять, подумать, вспомнить теорию, сделать какие-то расчеты или просто снять один и тот же кадр в нескольких вариантах. Конечно, опытный фотограф на интуитивном уровне выставит оптимальные параметры и сделает хороший кадр. Но я-то - фотограф сильно начинающий, быстродействие маленькое... Вот и хочется понять принципы, позволяющие уменьшить риск ошибки...
     
  15. AndyGS

    AndyGS Старичок

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    730
    swlad, главное не забывайте про диафрагму - регулировку глубины резкости.
     
  16. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    AndyGS, диафрагму при съемке пейзажей стараюсь держать в пределах 8-11, сильнее зажимать не рекомендуют обычно, тем более - на китовом объективе, он хоть и неплох, но все же...
     
  17. Nikkc

    Nikkc Старичок

    Регистрация:
    4 окт 2014
    Сообщения:
    236
    Симпатии:
    676
    Адрес:
    Петропавловск Казахстан
    В гористой местности наверное даже предпочтительней длинный фокус

    А по теме, если снимаю на широкий угол, выбираю что то среднее между дальним и ближним планом на чем фокусируюсь, зажимаю до 10-13 и все в фокусе
     
    swlad нравится это.
  18. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    622
    Симпатии:
    626
    Адрес:
    г. Хабаровск
    я вот уже несколько раз замечал, что мне при съемке подобных кадров использовать ручной фокус.
    автофокусом порой не получается (например, на нужной дистанции просто нет каких-то заметных контрастных предметов), и возможность вручную выставить дистанцию очень выручает.
    наверное, поэтому я с мануальными объективами люблю пейзажи снимать...
     

Поделиться этой страницей

Яндекс.Метрика